В а р и а н т 1
САМОАНАЛИЗ УРОКА (по М. М. Поташнику)
1. Каков был замысел, план урока и почему?
2. Каково место урока в теме, разделе, курсе?
3. Как он связан с предыдущим, на что опирается?
4. Как он работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе по другим предметам)?
5. Как были учтены программные требования к уроку?
6. Как были учтены особенности урока, его специфика?
7. Как был определен тип урока и почему?
8. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
9. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
10. Почему была избрана именно такая структура урока?
11.Обоснование хода урока, деятельности учителя и обучающихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, избрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения?
12. Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся на уроке?
13. Как осуществлялось управление учебной деятельностью обучающихся (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
14. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные)?
15. Как осуществлялась экономия времени?
16. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока, если да, то какие, почему и к чему они привели?
17. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать при этом перегрузки обучающихся?
18. Какова общая самооценка урока учителем?
19. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
20. Что в этом уроке стоило бы изменить?
21. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
В а р и а н т 2
Анализ целей урока. Обоснована постановка целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.
Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).
Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.
Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.
Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном коллективе.
Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.
Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Недостатки урока.
В а р и а н т 3
Общие сведения:
Ø класс, дата проведения урока;
Ø тема урока
Ø цели и задачи урока.
Оборудование урока:
Ø какие средства обучения использовал учитель; Ø подготовлены ли наглядные пособия и технические средства.
Ø как подготовлена классная доска к уроку;
Содержание урока:
Ø соответствует ли содержание программе, задачам урока;
Ø проведена ли его дидактическая обработка;
Ø формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
Ø с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
Ø как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
Ø какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
Ø как осуществлялись межпредметные связи;
Ø соблюдались ли внутрипредметные связи;
Ø способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
Ø какой тип урока избран, его целесообразность;
Ø место урока в системе уроков по данному разделу;
Ø как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
Ø каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
Ø соответствие структуры урока данному типу;
Ø как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения:
Ø принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
Ø в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
Ø как реализовывался принцип доступности обучения;
Ø с какой целью использовался каждый вид наглядности;
Ø как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
Ø как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
Ø в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
Ø какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
Ø как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
Ø как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
Методы обучения:
Ø в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
Ø какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
Ø какие методы способствовали активизации учения школьников;
Ø как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Ø какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Ø какие технологии и элементы технологии использовались на уроке.
Организация учебной работы на уроке:
Ø как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
Ø как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
Ø осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
В а р и а н т 4
1.Место урока в системе уроков по данной теме.
2.Тип, вид урока; цели урока, степень их достижения в конце урока.
3.Методы обучения, используемые на уроке в разной классификации (по передаче содержания и способов действий с ними; по организации деятельности школьников и т. п.).
4.Перечислите формы и методы контроля, используемые на уроке. Определите оперативность их использования.
5.Выделите этапы урока по их целям и назовите методы мотивации, контроля и обучения на каждом этапе.
6.Способы осуществления индивидуального подхода, уровневой дифференциации на уроке, учета психологических особенностей школьников, закономерностей процесса обучения.
7.Охарактеризуйте методические особенности содержания урока (введение нового понятия; изучение свойств, признаков; типовые задачи; операционный состав действий и т. п.).
8.Выделите аналитические и синтетические приемы умственной деятельности. Каким отдавалось предпочтение на уроке? Почему?
9.Насколько полно выдержана методика обучения решению задач (анализ, мотивация и моделирование условия, составление модели, выбор теоретической базы, поиск пути решения, решение, исследование результата, формулирование ответа, учебно-познавательный анализ). Чем объясняется отступление от данной методики?
10.Какими обобщенными умственными умениями овладели школьники на уроке? Как организовывалась эта деятельность?
11.Укажите типичные ошибки учеников при изучении данного содержания; пути их предупреждения и устранения.
12.Как использовались игровые ситуации, коллективные и групповые формы работы?
13.Были ли на уроке удачные воспитательные моменты? Охарактеризуйте воспитательную ценность урока в целом.
14.Удачно ли выбрана система методов обучения на уроке в целом с позиций личностного и деятельностного подходов к процессу обучения?
15.Было ли на уроке взаимопонимание учителя и учеников, как строилось общение в процессе совместной работы?
16.Ваши рекомендации по совершенствованию, более удачному выбору методов, организации урока.
В а р и а н т 5
I. Тема урока. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.
Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.
II. Содержание урока и его компоненты.
1. Соответствие содержания материала урока требованиям программы:
а) полнота и целостность отражения вопросов программы;
б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;
в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;
г) межпредметные связи.
2. Научность и доступность изложения материала урока. Точность и четкость определения всех изучаемых понятий.
3. Воспитательная направленность содержания урока. Умение учителя выделить основную мировоззренческую идею урока и понимание ее учащимися.
4. Оценка нравственного содержания урока.
5. Практическая направленность содержания. Профориентационное влияние урока, направленность на трудовое воспитание.
III. Методы обучения на уроке.
1. Какие методы обучения доминировали на разных этапах урока?
2. Какие методы и приемы оказывали наиболее эффективное влияние на раскрытие содержания учебного материала?
3. Какие вы можете отметить методические новинки, их эффективность, целесообразность использования именно на данном уроке?
4. Выделите методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
5. Оцените методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Приемы индивидуализации и дифференциации обучения, приемы организации коллективной работы учащихся.
IV. Организационное начало урока.
1. Готовность учителя к уроку (наличие плана, конспекта, инструментов, оборудования и т. п.).
2. Готовность учащихся к уроку (дежурные, наличие учебников, тетрадей, инструментов и т. п.).
3. Готовность помещения к уроку (доска, мел, чистота и т. д.).
V. Организационная структура урока.
1. Мобилизующее начало урока.
2. Четкость всей структуры урока и законченность его отдельных этапов.
3. Насыщенность урока.
4. Контакт учителя с классом (эрудиция, авторитет, речь и т. п.).
5. Активность учащихся на уроке в целом и на отдельных этапах.
VI. Деятельность учителя на уроке.
1. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке (умение учителя применять методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский).
2. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся учителем и самоконтроль, самоанализ и критические оценки школьников.
3. Организация побуждения учащихся к деятельности (установки, комментарии учителя, стимулирование интереса, принуждение).
4. Приемы организации внимания, поддерживание интереса к выполняемой учащимися работе, разнообразные задания, целевые установки перед выполнением заданий, использование правила запоминания, приемов актуализации знаний, умений учащихся (специально подобранные вопросы, задачи, алгоритмы, эвристика, схемы и т. п.).
5. Состояние тетрадей, проверка их учителем.
VII. Деятельность учащихся на уроке.
1. В какой мере учителю удалось вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке?
2. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемной ситуации, разные уровни деятельности учащихся на отдельных этапах и уроке в целом, виды творческой работы учащихся и т. п.)?
3. В какой мере учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную работы учащихся на отдельных этапах и уроке в целом? Осуществилась ли попытка организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся?
4. В какой мере учителю удалось формирование знаний, умений и навыков на уроке (организация усвоения, закрепления повторения, предупреждение, забывания и т. п.)?
VIII. Общая оценка урока.
1. Выполнение плана урока.
2. Достижение цели урока.
3. Особенно интересное и поучительное на уроке.
4. Какое и насколько целесообразно применялось оборудование, ТСО, УМК и т. п.?
а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.
б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.
в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?
г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?
5. Какие недостатки отмечены на уроке?
6. Выводы, оценка урока.
В а р и а н т 6
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
10. Некоторые социальные задачи.
Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.