Методическая копилка

Методы обучения

Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов: 1) цель обучения (для чего учить?); 2) содержание учебной информации (чему учить?); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель; 5) учащийся. Как и всякая большая система она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

Педагогический процесс — это способ организационно- воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

Цель —  Принципы —  Содержание — Методы — Средства — Формы

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения и ведут к пониманию его сущности. В отечественной дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который выделил элементы этого содержания: 1) знания; 2) установленные и выведенные в опыте способы деятельности; 3) опыт творчества; 4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Термин «метод» происходит от греческого слова, что означает путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения отно­сительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т. А. Ильина понимает под методом  обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

И. Я. Лераер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности  обучаемых нарастает.

  1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Вос­принимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
  2. Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в анало­гичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
  3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем из­лагать материал, ставит проблему, формулирует познава­тельную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поис­ка. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
  4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулиро­ванных) познавательных задач либо под руководством пе­дагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педаго­гом или самими учащимися на основе работы над про­граммами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которо­го — эвристическая беседа, —проверенный способ акти­визации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
  5. Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые  самостоятельно изу­чают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ  взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся  по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной  деятельности учащихся.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные (рассказ, беседа, инструктаж и др.),практические (упражнение, тренировка, самоуправление и др.) и наглядные (иллюстрирование,показ, предъявление материала).

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделяя на три большие группы :

а) методы организации и осуществления учебно-позна­вательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-позна­вательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективнос­тью учебно-познавательной деятельности.

В. Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

а) методы устного изложений знаний педагогом и ак­тивизации познавательной деятельности учащихся — рас­сказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и по­каза при устном изложении материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;                             

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыс­лению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;    

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навы­ков учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.

свернуть

Методы мотивации и стимулирования, используемые учителем в процессе обучения (В.В.Пикан)

Группы методов

М е т о д ы

Эмоциональные

1.                  Поощрения

2.                  Порицания

3.                  Учебно-познавательные игры

4.                  Создание ярких наглядно-образных представлений

5.                  Создание ситуации успеха

6.                  Стимулирующее оценивание

7.                  Свободный выбор заданий

8.                  Удовлетворение желания быть значимой личностью

 

Познавательные

1.                  Опора на жизненный опыт

2.                  Познавательные интересы

3.                  Создание проблемных ситуаций

4.                  Побуждение к поиску альтернативных решений

5.                  Выполнение творческих   заданий

6.                  Предъявление заданий на смекалку

7.                  «Мозговая атака»

8.                  Развивающая кооперация

 

Волевые

1.                  Предъявление учебных требований

2.                  Информирование об обязательных результатах обучения

3.                  Формирование ответственного отношения к учению

4.                  Познавательные затруднения

5.                  Самооценка и коррекция своей деятельности

6.                  Рефлексия поведения

7.                  Прогнозирование будущей деятельности

 

Социальные

1.                    Развитие желания быть полезным отечеству

2.                    Побуждение подражать социальной личности

3.                    Создание ситуации взаимопомощи

4.                    Эмпатия, сопереживание

5.                    Поиск контактов и сотрудничества

6.                    Заинтересованность результатами коллективной работы

7.                    Взаимопроверки

8.                    Рецензирование

свернуть

Структурные элементы учебного занятия

Дидактическая задача этапа

Условия для решения дидактической задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Подготовка учащихся к работе на занятии

Организация начала занятия

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания школьников, последовательность в предъявлении требований, четкость.

Раскрытие общей цели и ознакомление учащихся с планом работы.

Кратковременность этапа, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, формулирование целевых установок урока и плана работы.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащимися

Выявление знаний о фактах и отдельных понятиях, о способах действий.

Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания (под копирку; тестовые задания, подобные домашнему; постановка учащимися дополнительных вопросов; задания на продолжение ответа)

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний, способов действий, установление типичных недостатков. Оптимальная сочетаемость контроля, самоконтроля для установления правильности выполнения домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе занятия

Обеспечение мотивации учения, принятия учащимися задач учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Умение учителя формулировать задачи урока в действиях учащихся.

Умение учителя осуществлять мотивацию учения школьников.

Владение учителем многообразием приемов актуализации опорных знаний и умений, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов каждого учебного предмета.

Ознакомление учащихся со структурно-логической схемой темы и конечными результатами ее изучения.

 Учет знаний, умений, представлений и ценностей учащихся к началу основного этапа.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе мотивации учения, формулирование задач урока в действиях учащихся на основе использования опорных знаний.

4. Изучение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действий, связей в объекте исследования:

1)      Формирование у учащихся конкретного представления об изучаемых понятиях, явлениях, процессах, законах, теориях;

2)      Выявление сущности новых знаний;

3)      Вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

4)      Выявления учащимися главного в новом материале;

5)      полное и четкое определение отличительных признаков изучаемых познавательных объектов

Обеспечение вариативности информационного взаимодействия учащихся с обучающей системой:

1)      в интерактивном режиме (все информационные потоки замкнуты внутри обучаемых или направлены от них вовне); используемые технологии обучения: технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология проблемно-модульного обучения и др.; основной метод обучения – самостоятельная работа;

2)      в экстрактивном режиме (все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему, т.е. основная идея изучаемого вопроса излагается учителем); используются технологии объяснительно-иллюстративного обучения, технология полного усвоения знаний и другие традиционные технологии обучения; основной метод – рассказ, лекция, демонстрация;

3)      в интерактивном режиме (информационные потоки двухсторонние, характер взаимодействия диалогический); используются технологии проблемного обучения, коллективного способа обучения, интегральная технология обучения и др.; основной метод – эвристическая частично-поисковая беседа.

Усвоение учащимися способов, путей, средств достижения намеченных задач.

Обеспечение усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начать, с чего исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, чем и как аргументировать выводы).

Активные действия учащихся. Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий. Качество ответов учащихся на последующем этапе как результат их взаимодействия с обучающей системой в экстрактивном режиме.

Правильность ответов и действий учащихся в процессе включения их в экстра- и интерактивный режим взаимодействия с обучающей системой.

 

5. Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, неверных представлений, их коррекция.

Проверка понимания учащимися основного содержания усваиваемых знаний, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. Постановка вопросов, как репродуктивного характера, так и многофункциональных, требующих мыслительной активности учащихся. Постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика.

Правильность понимания и осознанность основного содержания нового материала большинством учащихся, минимального и общего уровней планируемых результатов обучения (слабых и средних).

Устранение пробелов и неверных представлений в понимании учащимися нового материала или нацеливание школьников на их ликвидацию на последующих этапах урока.

6. Закрепление знаний и способов действий учащихся

Организация и осуществление усвоения учащимися способов действий путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу и в измененной ситуации

Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов.

Закрепление методики изучения нового материала. Использование разнообразных методов и форм закрепления (вызов к доске по одному заданию нескольких учеников, по разным заданиям, использование заданий с пропусками). Использование системы заданий в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий ( на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации). Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний. Отработка логики алгоритма изученного.

Сформированность умений учиться:

1)      соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;

2)      распознавать, воспроизводить новое содержание;

3)      выделять существенные признаки ведущих понятий, корректировать их;

4)      воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими при выполнении заданий.

Дополнение уже усвоенного новыми понятиями.

7. Применение знаний и способы действий учащихся

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне их применения в неизменной и новой ситуациях.

Организация деятельности учащихся на самостоятельный перенос усваиваемых ими знаний и способов действий в измененную и новую ситуации.

Использование системы упражнений, предусматривающих постепенное наращивание сложности заданий и самостоятельности в их выполнении.

Создание условий и постановка задач, способствующих творческой самореализации учащихся  в познавательной деятельности.

Самостоятельность в выполнении заданий.

Дифференцированность заданий.

Углубление знаний и способов действий учащихся.

8. Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме.

Установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы внутрипредметных понятий.

Использование разнообразных методов (мозговой штурм, кооперация и др.) для анализа содержания изученного. Построение структурно-логических схем изученной темы.

Использование вопросов, требующих классификации познавательных объектов по определенным признакам.

Обобщение и систематизацию в процессе обучения осуществляют на различных уровнях : понятийном, межпонятийном, тематическом, итоговом, межпредметном.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое классификации и систематизации. Выявление внутрипредметных и межпредметных связей (знание учащимися не только отдельных фактов, понятий, но и законов теорий).  Учитывается результат как следствие какой-то причины (ответ неправильный, найдите ошибку).

9. Контроль, самопроверка знаний и способов действий

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

Обеспечение коррекции знаний и способов действий.

Использование разнообразных методов и форм проверки знаний учащихся (глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий отдельных учащихся, разноуровневые контрольные работы, тестовые задания, зачеты и др.)

Разъяснение учителем своего подхода к оценке знаний.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Рецензирование ответов учащихся.

Динамика перехода учащихся с более низкого уровня на более высокий уровень планируемого результата обучения.

10. Коррекция знаний и способов действий учащихся

Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Организация учащихся:

1.      минимального и общего уровней планируемого результата обучения – на выявление ими ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекцию;

2.      продвинутого уровня – на решение нестандартной задачи или оказание помощи товарищам в поиске и коррекции ошибок.

Использование защитных механизмов, позволяющих в условиях жестких правил учащимся минимального и общего уровней переходить соответственно на более высокие уровни планируемого результата обучения.

 

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

Общая характеристика работы класса.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока.

Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.

Рекомендации путей преодоления недостатков.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Рефлексия деятельности

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.

Развитие способностей учащихся регулярно и объективно анализировать свои суждения, поступки и , в конечном счете, деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Стимулирование каждого ученика к анализу того, насколько и как другие (учащиеся, родители, учитель) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

свернуть

Самоанализ урока

В а р и а н т 1

САМОАНАЛИЗ УРОКА (по М. М. Поташнику)

1. Каков был замысел, план урока и почему?
2. Каково место урока в теме, разделе, курсе?
3. Как он связан с предыдущим, на что опирается?
4. Как он работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе по другим предметам)?
5. Как были учтены программные требования к уроку?
6. Как были учтены особенности урока, его специфика?
7. Как был определен тип урока и почему?
8. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
9. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
10. Почему была избрана именно такая структура урока?
11.Обоснование хода урока, деятельности учителя и обучающихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, избрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения?
12. Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся на уроке?
13. Как осуществлялось управление учебной деятельностью обучающихся (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками) и почему?
14. Какие условия были созданы для проведения урока (учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные)?
15. Как осуществлялась экономия времени?
16. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока, если да, то какие, почему и к чему они привели?
17. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать при этом перегрузки обучающихся?
18. Какова общая самооценка урока учителем?
19. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
20. Что в этом уроке стоило бы изменить?
21. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

В а р и а н т 2

 Анализ целей урока. Обоснована постановка   целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме. Доведены идеи урока до учащихся. Цели урока достигнуты.

 Анализ структуры и организации урока. Структура урока соответствует его целям. Типа урока (комбинированный), его структура, логическая последовательность  взаимосвязана с  этапами урока. Целесообразно распределено время урока между ними. Форма обучения выбрана – групповая, т.к. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

 Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Генерализация основной идеи урока. Актуализация опорных знаний.

 Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).

 Анализ методики проведения урока. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения.

 Анализ работы и поведение учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.

 Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном коллективе.

 Качество знаний, умений и навыков. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки.

 Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания - творческий, закрепляющий, развивающий его посильность).

 Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока.

В а р и а н т 3

 Общие сведения:
Ø класс, дата проведения урока;
Ø  тема урока
Ø  цели и задачи урока.
 Оборудование урока:
Ø  какие средства обучения использовал учитель; Ø  подготовлены ли наглядные пособия и технические средства.
Ø  как подготовлена классная доска к уроку;
 Содержание урока:
Ø  соответствует ли содержание программе, задачам урока;
Ø  проведена ли его дидактическая обработка;
Ø  формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
Ø  с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
Ø  как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
Ø  какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
Ø  как осуществлялись межпредметные связи;
Ø  соблюдались ли внутрипредметные связи;
Ø  способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
 Тип и структура урока:
Ø  какой тип урока избран, его целесообразность;
Ø  место урока в системе уроков по данному разделу;
Ø  как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
Ø  каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
Ø  соответствие структуры урока данному типу;
Ø  как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
 Реализация принципов обучения:
Ø  принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
Ø  в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
Ø  как реализовывался принцип доступности обучения;
Ø  с какой целью использовался каждый вид наглядности;
Ø  как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
Ø  как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;
Ø  в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
Ø  какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
Ø  как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
Ø  как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.
 Методы обучения:
Ø  в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
Ø  какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
Ø  какие методы способствовали активизации учения школьников;
Ø  как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Ø  какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Ø  какие технологии и элементы технологии использовались на уроке.
 Организация учебной работы на уроке:
Ø  как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
Ø  как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
Ø  осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

В а р и а н т 4

1.Место урока в системе уроков по данной теме.

2.Тип, вид урока; цели урока, степень их достижения в конце урока.

3.Методы обучения, используемые на уроке в разной классификации (по передаче содержания и способов действий с ними; по организации деятельности школьников и т. п.).

4.Перечислите формы и методы контроля, используемые на уроке. Определите оперативность их использования.

5.Выделите этапы урока по их целям и назовите методы мотивации, контроля и обучения на каждом этапе.

6.Способы осуществления индивидуального подхода, уровневой дифференциации на уроке, учета психологических особенностей школьников, закономерностей процесса обучения.

7.Охарактеризуйте методические особенности содержания урока (введение нового понятия; изучение свойств, признаков; типовые задачи; операционный состав действий и т. п.).

8.Выделите аналитические и синтетические приемы умственной деятельности. Каким отдавалось предпочтение на уроке? Почему?

9.Насколько полно выдержана методика обучения решению задач (анализ, мотивация и моделирование условия, составление модели, выбор теоретической базы, поиск пути решения, решение, исследование результата, формулирование ответа, учебно-познавательный анализ). Чем объясняется отступление от данной методики?

10.Какими обобщенными умственными умениями овладели школьники на уроке? Как организовывалась эта деятельность?

11.Укажите типичные ошибки учеников при изучении данного содержания; пути их предупреждения и устранения.

12.Как использовались игровые ситуации, коллективные и групповые формы работы?

13.Были ли на уроке удачные воспитательные моменты? Охарактеризуйте воспитательную ценность урока в целом.

14.Удачно ли выбрана система методов обучения на уроке в целом с позиций личностного и деятельностного подходов к процессу обучения?

15.Было ли на уроке взаимопонимание учителя и учеников, как строилось общение в процессе совместной работы?

16.Ваши рекомендации по совершенствованию, более удачному выбору методов, организации урока.

В а р и а н т 5

I. Тема урока. Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока.
Обоснование учителем структуры урока, степень ее реализации.
II. Содержание урока и его компоненты.
1. Соответствие содержания материала урока требованиям программы:
а) полнота и целостность отражения вопросов программы;
б) умение учителя (учащихся) выделять главное в изученном;
в) связь содержания данного урока с ранее изученным материалом;
г) межпредметные связи.
2. Научность и доступность изложения материала урока. Точность и четкость определения всех изучаемых понятий.
3. Воспитательная направленность содержания урока. Умение учителя выделить основную мировоззренческую идею урока и понимание ее учащимися.
4. Оценка нравственного содержания урока.
5. Практическая направленность содержания. Профориентационное влияние урока, направленность на трудовое воспитание.
III. Методы обучения на уроке.
1. Какие методы обучения доминировали на разных этапах урока?
2. Какие методы и приемы оказывали наиболее эффективное влияние на раскрытие содержания учебного материала?
3. Какие вы можете отметить методические новинки, их эффективность, целесообразность использования именно на данном уроке?
4. Выделите методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
5. Оцените методику организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Приемы индивидуализации и дифференциации обучения, приемы организации коллективной работы учащихся.
IV. Организационное начало урока.
1. Готовность учителя к уроку (наличие плана, конспекта, инструментов, оборудования и т. п.).
2. Готовность учащихся к уроку (дежурные, наличие учебников, тетрадей, инструментов и т. п.).
3. Готовность помещения к уроку (доска, мел, чистота и т. д.).
V. Организационная структура урока.
1. Мобилизующее начало урока.
2. Четкость всей структуры урока и законченность его отдельных этапов.
3. Насыщенность урока.
4. Контакт учителя с классом (эрудиция, авторитет, речь и т. п.).
5. Активность учащихся на уроке в целом и на отдельных этапах.
VI. Деятельность учителя на уроке.
1. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся на уроке (умение учителя применять методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский).
2. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности учащихся учителем и самоконтроль, самоанализ и критические оценки школьников.
3. Организация побуждения учащихся к деятельности (установки, комментарии учителя, стимулирование интереса, принуждение).
4. Приемы организации внимания, поддерживание интереса к выполняемой учащимися работе, разнообразные задания, целевые установки перед выполнением заданий, использование правила запоминания, приемов актуализации знаний, умений учащихся (специально подобранные вопросы, задачи, алгоритмы, эвристика, схемы и т. п.).
5. Состояние тетрадей, проверка их учителем.
VII. Деятельность учащихся на уроке.
1. В какой мере учителю удалось вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке?
2. С помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемной ситуации, разные уровни деятельности учащихся на отдельных этапах и уроке в целом, виды творческой работы учащихся и т. п.)?
3. В какой мере учителю удалось сочетать фронтальную и индивидуальную работы учащихся на отдельных этапах и уроке в целом? Осуществилась ли попытка организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся?
4. В какой мере учителю удалось формирование знаний, умений и навыков на уроке (организация усвоения, закрепления повторения, предупреждение, забывания и т. п.)?
VIII. Общая оценка урока.
1. Выполнение плана урока.
2. Достижение цели урока.
3. Особенно интересное и поучительное на уроке.
4. Какое и насколько целесообразно применялось оборудование, ТСО, УМК и т. п.?
а) Владение техникой – работа с доской, ТСО, использование наглядных пособий, владение методами и приемами обучения, организаторская деятельность учителя и т. д.
б) Эффективность методики применения комплекса учебных пособий на уроке: учебник, таблица, раздаточный материал и т. д.
в) По каким фактам можно судить об усвоении учебного материала урока и его понимания?
г) Какие пути экономии времени урока были использованы учителем?
5. Какие недостатки отмечены на уроке?
6. Выводы, оценка урока.
 

В а р и а н т 6

1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
10. Некоторые социальные задачи.
Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

свернуть

Затруднения при подготовке к уроку

Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.

Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

 ПРИЧИНЫ ЭТИХ ТРУДНОСТЕЙ

Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

Третья. Некоторые учителя стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.

Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.

 

ПРАВИЛА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ УСПЕШНОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ  УРОКА

 Общие

  1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
  6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
  7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
  9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

 Частные

  1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
  2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.
  5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
  8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
  9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
  10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)

 Учет особенностей учащихся класса:

успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.);

отношение учащихся к предмету;

темп работы;

сформированность учебных умений;

общая подготовленность учащихся;

отношение к разным видам учебной деятельности;

отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

общая дисциплина учащихся.

 Учет своих индивидуальных особенностей:

тип нервной системы;

коммуникативность;

эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

управление восприятием нового учебного материала учащимися;

умение преодолеть плохое настроение;

уверенность в своих знаниях, умениях;

наличие умений импровизации;

умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

свернуть

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.
  5. Формулирование учебных задач урока.
  6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
  7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
  8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
  9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  10. Проверка оборудования и технических средств обучения.
  11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  12. Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
  13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.
  14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
  17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
свернуть

Памятка молодому учителю

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

 

свернуть
поделиться в: