Советы психолога

Рекомендации учителю-предметнику, работающему с 5-ми классами

Что необходимо учитывать?

  • не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка;
  • трудности адаптации школьника в переходные периоды;
  • индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

  • Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

  • Процесс социализации ребенка в коллективе. 

Что поможет ребенку учиться успешнее?

  • Психолого-педагогическая  поддержка  каждого ребенка.

  • Ориентация на успех.

  • Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

  • Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.

  • Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

  • Формирование общих учебных умений и навыков.

  • Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

Рекомендации учителям-предметникам

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
  2. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  3. Создайте атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
  4.  Уделяйте особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
  5.  Сделайте нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене;прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим кдоске.
  6. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
  7. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех.
  8. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  9. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  10.  Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
  11. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
  12.  Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
  13. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  14. Обучающиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
  15. Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
  16. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.
  17. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
  18. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  19. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  20. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  21. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с  Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  22. Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
  23. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  24. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  25. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  26. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  27. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  28. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  29. Не допускайте педагогического манипулирования.
  30. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
  31. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  32. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  33. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
  34. Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
  35. Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
  36. Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
  37. Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  38. Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
  39. Будьте с детьми вежливыми.
  40. Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
  41. Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
  42. Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
  43. Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
  44. Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
  45. Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
  46. Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
  47. Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
  48. Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
  49. Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
  50. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно сыть бесконфликтным».
свернуть

Рекомендации психолога по профилактике и устранению эмоционального выгорания педагогов

Современная психология накопила большое количество наблюдений и экспериментальных данных, которые свидетельствуют о неразрывной связи ощущения радости и счастья человека с его характером и образом жизни, который он ведёт. По мнению психолога М.Аргайла, понять уровень счастья и радости человека - вполне достижимое дело.
развернуть

Для этого надо строить свою жизнь в соответствии со следующими рекомендациями:

  • Стремиться к добрым делам и жить в соответствии с принципами общечеловеческой нравственности, чтобы не быть захваченными чувствами стыда и вины;
  • Обладать навыками самопоощрения за совершение полезных и добрых дел;
  • Иметь в своём духовном багаже наличие религиозной веры, цели и смысла жизни;
  • Владеть навыками самоконтроля через ведение дневников, в которых отмечается, какие события были приятными, а какие - нет;
  • Иметь семью, хорошие отношения с другими людьми, родственниками, друзьями, соседями;
  • Стремиться к тому, чтобы работа приносила удовлетворение, а досуг был бы приятным;
  • Уметь конструировать и заполнять своё свободное время интересными делами;
  • Вырабатывать навыки позитивного взгляда на жизнь, стремиться видеть в событиях преимущественно положительную сторону, испытывать чувство благодарности к жизни - этого можно добиться как в процессе самовоспитания, так и в ходе специального психологического тренинга;
  • Повышать самооценку через поддержание позитивного образа собственного Я благодаря красивой одежде;
  • Снижать уровень притязаний путём отказа от постановки непосильных задач.

В исследованиях психологов Шелли Тэйлор и Джонатан Браун были выявлены интересные характеристики личности весёлых людей. Оказалось, что здоровые и счастливые люди обладают специфическими особенностями восприятия окружающего мира, которых нет у тех, кто страдает от разного рода психологических расстройств. Это:

  • излишне позитивная самооценка;
  • удобное "забывание" негативных фактов о себе;
  • "нереалистический" оптимизм по отношению к самим себе;
  • "нереалистический оптимизм по отношению к будущему.

‣Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.

‣Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь.

‣Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. Подумайте об успехах, пусть и небольших.

‣Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.

‣Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.

‣Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то, что может показаться унижением.

‣Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать себе отрицательные черты - "глупый", "невезучий", "неспособный".

‣Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.

‣Помните, что иной раз поражение - это удача, поскольку вы получите опыт, чего следует избегать в будущем.

‣Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность. Если вам не удаётся изменить их или самого себя настолько, чтобы чувствовать уверенность, лучше просто отвернуться от них.

‣Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к своим мыслям и чувствам. Старайтесь лучше себя понять.

‣Старайтесь активно общаться с другими людьми. Чувствуйте энергию общения.

‣Перестаньте чрезмерно охранять своё "Я" - оно гораздо крепче и пластичнее, чем вам кажется.

‣Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать собственных целей.

‣Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом, побуждающим к активности и борьбе.

свернуть

Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита)

1. Человек, уверенный в себе и в своей жизни, свободно руководствуется собственными ценностями и нормами поведения. Каждый человек - сам себе высший судья, имеет полное право оценивать свои мысли и чувства, своё поведение так, как считает нужным.

2. Каждый человек имеет право ни перед кем не оправдываться и не извиняться за свои поступки.

3. Каждый человек сам себе решает, хочет ли он отвечать за чужие проблемы.

4. Каждый человек имеет право менять своё решение, потому что он может и хочет быть самим собой. Человек вправе изменить своё мировоззрение, свой взгляд на те или иные проблемы.

5. Каждый человек имеет право на ошибку.

6. Каждый человек имеет право что-то не знать.

7. Каждый человек имеет право не зависеть от снисхождения других людей, даже тех, которые для него значимы или от которых он чего-то ждёт.

8. Каждый человек может принимать нелогичные решения по своему желанию.

9. Каждый человек имеет право не понимать намёков.

свернуть

Саморегуляция эмоционального состояния

Любой человек в течение жизни, неоднократно сталкиваясь с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные «авторские» приемы снятия эмоционального напряжения и восстановления. Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
развернуть

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы, связанные с управлением дыхания
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует релаксации. Частое (грудное дыхание), наоборот, обеспечивает высокий уровень активности, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц
Под воздействием психических нагрузок в теле возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их снимать, расслаблять мышцы позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстанавливать силы.

Способы, связанные с воздействием слова
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, при этом идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушения строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоодобрение
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Это одна из причин усиления нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому в случаях даже незначительных успехов.
Примеры: «Молодец!», «Здорово получилось!» и т.п.

Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на нашу центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших положительных ощущений, впечатлений, наблюдений мы не запоминаем, но если пробудить образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Чаще вспоминайте яркие положительные моменты своей жизни!

свернуть

Притча «Волшебник»

Однажды мулла отправился в кладовую за орехами, так как жена обещала ему приготовить одно восточное кушанье с орехами, которое он очень любил. Предвкушая, как он будет наслаждаться приготовленным блюдом, мулла глубоко засунул руку в сосуд и захватил так много орехов в пригоршню, что не смог вытащить руку.

Как он ни тянул руку, как ни дергал, вытащить не мог. Он злился, жаловался, стонал, даже ругался, чего мулла делать не имел права. Даже когда жена его взялась за сосуд и изо всех сил потянула, то и это не помогло. После многих бесплодных попыток они позвали соседей. Один из соседей посмотрел на беднягу и спросил, как это могло случиться. Плаксивым голосом, со стонами отчаяния мулла поведал, какая беда стряслась с ним. Сосед сказал: «Я тебе помогу, если ты точно исполнишь то, что я тебе скажу». «Я готов целовать тебе руки и делать все, что ты прикажешь, только освободи меня из этого чудовища-сосуда!»

«Тогда засунь по локоть руку в сосуд». Мулла очень удивился, зачем ему было поглубже засовывать руку в сосуд, если он хотел ее вызволить оттуда. Но он сделал так, как ему велели. Сосед продолжал: «Теперь разожми кулак и пусть выпадут орехи, которые ты в нем зажал». Это приказание вызвало недовольство муллы, ведь он как раз хотел достать орехи, а теперь ему велят их выпустить. С неохотой он выполнил приказание соседа.

«Теперь выпрями пальцы, прижми их друг к другу и медленно вытягивай руку из сосуда». Мулла сделал, как ему велели, и, о чудо, без труда вытащил руку. «Моя рука свободна, но как же я достану орехи?» - недоумевал мулла. Тогда сосед взял сосуд и высыпал из него столько орехов, сколько было нужно мулле.

Подумайте:

1. Почему мулла не смог добиться своего, ведь он очень хотел и вроде бы правильно действовал?

2. Как сосед ему помог? (сделай шаг назад – откажись от сиюминутного результата и подумай, что можно еще сделать в этой ситуации, как поступить по-иному, когда обычная стратегия поведения не работает)

3. Помог ли гнев справиться мулле с ситуацией?

свернуть

Профилактика суицидов в учреждении образования (памятка для педагогов)

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).  

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

свернуть
поделиться в: